О СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

semeyny-byudzhet

 

Несколько лет назад Центральное телевидение показало телезрителям фильмы, посвященные семейным проблемам. В одном из них был продемонстрирован любопытный эпизод: рабочим — мужчинам и женщинам — предложили сосчитать сумму денег, которая в настоящее время находится при них. Сумма, обнаружившаяся у женщин, была почти в десять раз выше, чем у мужчин…

Некоторые апологеты патриархата видят в подобном распределении бюджета еще один факт принижения роли мужчины (что в чем-то правильно, хотя принижение — совсем не то слово, скорее, здесь можно говорить о сдвиге позиции финансовой власти в сторону жены) и существенный «корень зла», разрушающий семью. Самые же «подкованные» утверждают, что при подобном прискорбном финансовом положении отца и главы семьи нормальное воспитание детей является невозможным. Однако это далеко не так.

Конечно же, рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием нормального бытия семьи и выполнения ее многочисленных функций. Более того, оно необходимо для нормального воспитания и развития детей. Причем не только в связи с тем, что разумность распределения домашних средств определяет степень экономичности семьи, и естественно, ее возможности в тратах на детей, обеспечении экономических условий счастливого детства. Дело, скорее, в том, что, во-первых, в семьях с налаженной домашней экономикой, как правило, царит благоприятный и для нее самой, и для воспитания детей (в широком плане) психологический климат, поскольку удовлетворение потребностей семьи происходит без ссор, склок и размолвок. Во-вторых,

именно через умелое планирование и распределение семейного бюджета, осуществляемое на демократических. началах, с обязательным привлечением к нему детей, и формируются у них истоки экономического мышления и поведения, воспринимаются и осмысливаются ребенком начала и исходные положения реальностей экономической жизни. И если дети — зеркало семейных отношений, то вполне естественно, что постоянное (тем более пассивное) отражение ими экономики семьи как чего-то хаотичного, случайного и нереального неизбежно приведет к формированию у них не соответствующих действительности потребностей, неумению разбираться в экономических отношениях, отсутствию — понимания реальной стоимости денег с возможными отклонениями в мотовство (не подкрепленное экономически) либо в скопидомство и скаредность. Однако все эти важные моменты семейной экономики определяются вовсе не тем, кто именно — муж или жена — находится на пьедестале финансовой власти. Экономический «матриархат» в семье может выступать злом только в том случае, когда он воспринимается кем-нибудь из членов семьи или супругов (чаще — мужем) как нечто несправедливое и неразумное. В противном же случае никакого зла в этом нет. Но при одном существенном условии: реализации демократических начал и гласности в планировании и распределении домашнего бюджета. Как справедливо отмечала уже упоминавшаяся А. И. Аугустикавичюте, в семьях, в которых хозяйство планируется на демократических началах, с активным участием всех членов, материальные проблемы решаются спокойно, без особых переживаний, травм и эмоций, причем в этом случае денежные вопросы не только не приводят к конфликтам, но, скорее, сближают и сплачивают членов семьи. Однако если супруга единолично распоряжается деньгами, то единственный способ хоть как-то нивелировать вспыхивающие на финансовой ниве конфликты — это максимальная гласность расходов. Иначе, даже при объективно разумном и рачительном ведении хозяйства, у других членов семьи неизбежно создается впечатление, что удовлетворение потребностей зависит не от реальных финансовых возможностей семьи, а от умения супруги вести хозяйство, ее желания или нежелания выделять на что-нибудь средства из семейного бюджета. Подобная ситуация является хроническим поводом для недовольства, упреков и ссор. Поэтому гласность и демократизм, совместное (можно — с различным долевым участием) обсуждение расходов должно стать в вашей семье непреложным правилом. Поймите, что, в принципе, в планировании семейных расходов все мы добиваемся одного — разумности. Беда лишь в том, что разумность эту все понимают по-разному, и потому напоминаем вам, что, как и в случае с домашними обязанностями, разумным распределение семейного бюджета будет только в том случае, если оно принимается таковым всеми членами семьи. Любое, пусть даже самое рачительное, ведение семейной экономики может восприниматься другими членами семьи как несправедливое, нерациональное и даже оскорбительное.

Значит, исходным моментом распределения домашних средств и дел является взаимосогласование их рациональности и целесообразности с максимально возможной гласностью и демократизмом. Единоличное же ведение семейного бюджета может породить у остальных членов семьи и подозрение в «финансовых злоупотреблениях» (опять не хватило до зарплаты, значит, купила что-то и прячет!).

Однако это только исходный момент рациональной организации семейной экономики. Далее вы должны наладить управление ею. Конечно, масштабы экономики вашей семьи не соизмеримы с масштабами экономики страны. Но и в семье — микроячейке общества — вам тоже нужно организовать и долговременное планирование, и оперативный учет, и контроль ваших финансов, исходя при этом из главного принципа: «по доходам и расходы».

Начните с долговременного планирования. Осуществить его лучше всего на год, а начинать — в его начале, когда глава семьи, кто-то из ее членов или вся семья вместе составляют планы денежных расходов, строго исходя из средней возможной за это время суммы семейных доходов. Впрочем, ваш экономический год не обязательно должен совпадать с календарным. Но несомненно, что планируемые расходы следует делить на несколько частей. Лучше всего — на три: текущие, или периодически повторяющиеся (питание, жилье, транспорт и т. п.); одноразовые — в чем-то подобные текущим, но распределяющиеся в течение года не так равномерно (отпуск, подписка на газеты и журналы) и, наконец, фонд на приобретение вещей длительного пользования (мебель, холодильник, одежда и т. п.).

Но не торопитесь сразу же составлять расходную часть — лучше начинайте с части доходной, а то иначе вам долго еще придется с карандашом или калькулятором подсчитывать, как совместить принципы удовольствия и реальности. Здесь учтите такой момент: сумму вашего семейного дохода, нужно определять не из всей заработной платы и приработков, а из той ее части, которая остается после уплаты налогов, членских взносов, страховых сборов и т. п. Не забудьте также вычесть из нее деньги на «карманные расходы», дабы члены вашей семьи не ворчали по поводу некомпетентности «главного экономиста» семьи.

Ну а теперь, определившись с доходами, беритесь за анализ расходов. Начинайте с текущих расходов (здесь и далее готовых рецептов нет — каждый вид расходов планируйте сами, исходя из доходов и прошлого опыта вашей семьи). Теперь прикиньте предполагаемые одноразовые расходы. Остаток можете распределить по частным фондам приобретения вещей длительного пользования, но не весь — обязательно выделите из него фонд домашнего хозяйства (средства на ремонт квартиры, посуду, белье,— словом, на вещи общего пользования). И еще — предусмотрите, чтобы в конце концов у вас осталась сумма, которую вы распределите по личным (не централизованным!) фондам каждого из членов вашей семьи для расходов на вещи личного пользования — одежду и т. д.

Закончили? Ну вот, половина дела уже сделана. Но только половина, ибо семья ваша не будет подлинно экономичной, если вы вдобавок к долговременному планированию не наладите оперативный контроль ее доходов и расходов, реализуя известный всем принцип обратной связи. Для этого заведите (обязательно!) семейную кассовую книгу. Подойдет любая тетрадь, страницы которой вы расчертите на приходную и расходную части. Вносите в эти части доходы и расходы каждого из членов семьи, обязательно указывая не только их автора, но и то, на что именно — предметно — пошли деньги.

Записи могут осуществляться как индивидуально, так и, если вы боитесь атмосферы «мнимых злоупотреблений», семейным кассиром. Доходы часто можно разбить на две рубрики: основные доходы (зарплата) и дополнительные (приработки). Расходную — рубрик на шесть: питание, транспорт, хозяйственные нужды, одежда, материальные ценности длительного пользования, развлечения и интеллектуальная жизнь. После нескольких первых месяцев ведения такой книги сделайте детальный анализ ее доходной и расходной частей — он поможет вам выяснить, где именно был нарушен принцип «по доходам и расходы», где резервы бюджета, на чем можно будет семье сэкономить в дальнейшем и т. д. Не бойтесь лишних хлопот, они помогут вашей семье стать экономически выгодной. Наверное, у многих читателей этой книги вышеприведенные рекомендации вызовут удивление, а некоторых просто позабавят: «Ну и накрутили! Прямо хоть открывай в семье планово-экономический отдел! Но ведь жили и без планирования, и денег до зарплаты обычно хватало…» Что же, подобная точка зрения мне хорошо знакома. Увы, очень многие семьи живут по принципу «дотянем до зарплаты», не задумываясь об экономическом статусе ее членов, о перспективах и связанных с ними планах, о том, что может и должна достичь семья в будущем. В таких семьях дни зарплаты превращаются в некое пиршество потребления, отмечаемое массой бездумных трат и ненужных покупок, отчего меньше чем через неделю члены семьи потуже затягивают пояса и, перебиваясь, ждут даты очередной выплаты заработанных денег, поскольку даже такой элементарной формы рационализации ведения бюджета, как отделение НЗ (неприкосновенный запас) семейного кошелька, не предусмотрено. Что ж, жить можно и так, хотя, если вы до сих пор серьезно и действенно не задумывались об экономике семьи, о том, как важно воспитывать бережливость, вашу семью трудно признать полноценной и сложившейся. А в конечном счете ваше бездумное и легкомысленное отношение к деньгам ощутимо воспрепятствует воспитанию разумных потребностей и формированию экономического мышления у ваших детей.

Обсуждать эту проблему можно много и долго, но как исходное напомним, что воспитание — это процесс, который совершается не столько за счет совокупности каких-то специфических педагогических приемов, сколько вследствие усвоения ребенком всего комплекса реальностей жизни семьи. И потому первым необходимым условием успешного формирования у детей вышеперечисленных важных качеств выступает подлинная разумность планирования и распределения вашего семейного бюджета.

Вторым условием является максимально широкое (разумеется, с учетом возраста) привлечение детей к обсуждению доходов и расходов семьи. Ребенок обязан знать, откуда берутся в семье деньги; должен понимать необходимость расходов на удовлетворение насущных потребностей; четко- осознавать, что только после их удовлетворения возможны другие, более приятные траты. В общем, уметь подчинять свои собственные интересы и потребности потребностям и интересам своей семьи.

Разумеется, «проект» возможных решений должны составлять родители, но на совместном семейном совете он должен не только приниматься, но и обсуждаться и корректироваться. Подключение детей к обсуждению можно начинать уже с младшего школьного возраста, особенно в связи с расходами, направленными непосредственно на них, исподволь формируя у них осмысленность в подходе к семейному бюджету. С подростком следует уже вполне серьезно обсуждать почти все семейные покупки, советоваться с ним.

Третьим важным условием формирования у детей разумных потребностей и экономического мышления является воспитание у них планомерности и рациональности в распределении собственных средств. Мы имеем в виду пресловутые средства на «карманные расходы» и разовые поступления мелких денежных средств, получаемых от родителей и родственников. Воспитательное значение этого момента подчеркивал А. С. Макаренко, утверждавший необходимость выдачи ребенку карманных денег и наличия у него собственной «сметы», когда он фактически был бы вынужден самостоятельно обдумывать и планировать свои расходы с тем, чтобы купить что-то понравившееся (именно в этих условиях деньги на карманные расходы будут иметь воспитательное значение).

Начинать это воспитание можно с поощрения собирания полученной от родителей мелочи в копилки — это можно делать уже с 5—6-летнего возраста, обязательно придерживаясь «права собственности» ребенка на. эти сбережения. Ни в коем случае нельзя изымать их под тем или иным предлогом. Единственно — одалживать с согласия «хозяина» с неукоснительной отдачей в оговоренный срок.

Карманные деньги можно начинать выдавать с 8—9-летнего возраста, выдавать регулярно, ибо регулярность — основа плановости. Например, раз в 1—2 недели, в строго установленном размере. При определении суммы карманных расходов следует исходить не только из экономических возможностей семьи (сколько бы ни были вы обеспечены, слишком большая — относительно — сумма не пойдет на пользу воспитания бережливости), но и из возраста и степени самостоятельности ребенка, с чем связан характер потребностей, удовлетворяемых за счет карманных денег. Так, уже в младшем школьном возрасте ребенок может тратить карманные деньги не только на мороженое, недорогие сладости, кино и транспорт, но и на покупки некоторых недорогих школьных принадлежностей.

В последующем в бюджет «карманных расходов» целесообразно включать все более широкий круг школьных расходов. Начиная с подросткового возраста можно включать и ряд внешкольных потребностей. Однако, несмотря на то что сумма карманных денег неизбежно меняется с возрастом, в каждый конкретный длительный период она должна быть постоянной. Именно в этом случае карманные деньги будут способствовать формированию у ребенка собственного достоинства, самостоятельности, независимости, ответственности, способности принимать экономические решения и осмысливать свое экономическое поведение.

Однако всем вышесказанным тема «дети и деньги» отнюдь не исчерпывается. Дело в том, что в нашем первом, исходном принципе семейного экономического воспитания мы затронули тольку одну — важную, но частную сторону жизни современной семьи, определяющую результаты этого самого воспитания. Неменьшее значение имеют еще и созданные для вступающих во взрослую жизнь условия социального старта. Не секрет, что в последние годы преемственность поколений, эстафетная палочка, которую мы через своих детей передаем в будущее, видится взрослым в том, чтобы обеспечить детям социальное положение не менее престижное, чем у родителей, и создать такую материальную базу для старта самостоятельной жизни, чтобы у молодых не было никаких хлопот.

Естественное стремление взрослых оградить детей от сложностей жизни именно сейчас дало уродливые всходы — когда не личные достоинства юношей и девушек, а доходы и положение их родителей стали едва не всецело определять успех в жизни, успех, который опять-таки рассматривается удивительно «вещно», поскольку даже профессиональный и служебный рост чем дальше, тем больше становится лишь средством для все более широкого пользования жизненными благами.

Проблема налицо — нелицеприятная и неприятная в своей сути. Нарушенной оказалась правда жизни, сам главный принцип социализма «от каждого по способностям — каждому по его труду». И непонятно, почему, горячо поддерживая — и ведь не только на словах, но и на деле! — огромные усилия нашей партии и правительства по восстановлению кое-где нарушенного принципа социальной справедливости, мы не переводим борьбу за подлинное равенство в нашу собственную семью, по-прежнему считая, что для всех прочих оно необходимо и обязательно, но вот свое, взлелеянное и выстраданное чадо надо все-таки как-то освободить от участия в многочисленных конкурсах жизни! И не только уберечь от ее сложностей, но еще и как-то подтолкнуть, дабы при прочих равных начинал он в лучших условиях, раньше других взял старт, а остальные пусть уж потом догоняют…

Задумывались ли вы, чем все это оборачивается в воспитательном плане? Непрошибаемой уверенностью молодых в том, что «предки обязаны» и, более того — представлением о том, что «с таким родителем я заведомо лучше тебя» (фраза дословная — я услышал ее в коридоре одного из наших институтов во время экзаменационной сессии). Так о каком же экономическом воспитании может идти речь, когда «поддержка на старте» одного оборачивается неравенством для другого, а в результате — прогрессирующим неверием молодежи в справедливость экономических законов социализма.

Что здесь можно сказать? Только одно. Давайте придем на помощь нашему обществу в борьбе с пережитками прошлого. И либо изначально и в семье создадим все условия для распределения по труду, служебного, профессионального роста по заслугам, либо, по крайней мере, прекратим сетовать на дефекты воспитания наших детей, нами же, взрослыми, и вызванными к жизни.

Теперь еще одно. Скажите, а знаете ли вы, каких размеров достигает бюджет вашего сына или дочери к достижению ими подросткового возраста? К сожалению, скорее всего, нет. А ведь деньги у ребят есть, и немалые, но увы: большая часть из них имеет явно нетрудовой источник. Кого-то из подростков от щедрот душевных снабжаете вы, папы и мамы (до чего же щедрыми стали у нас родители — не случайно стоимость обычного гардероба семнадцатилетней девушки, как правило, в два раза превышает стоимость одежды ее матери). А кое-кто из подростков восполняет дефицит денежных средств за счет продажи дефицита — модных вещей, магнитофонных записей и тому подобных средств спекуляции, каковая — не будем уподобляться страусам! — стала весьма присуща определенной части нашей молодежи.

А стоит ли удивляться? Вступление молодых в пору социальной зрелости и экономической независимости стало сейчас откладываться на столь поздний срок, что было бы странным, если бы подростки не предпринимали попыток самостоятельно добывать необходимые средства (да, да — необходимые: молодежная субкультура весьма дорогостояща, а остро присущее юности чувство принадлежности «к своим» должно находить свой выход). Но, помилуйте, спросит кто-нибудь из взрослых: почему спекуляция? Хорошо, тогда скажите, а есть у них другой выход? Искренне верю: подавляющее большинство нашей молодежи с радостью отказалось бы от сомнительных махинаций, если бы им предоставили возможность честно зарабатывать свои деньги. Но вот ведь парадокс: несмотря на громогласные призывы экономистов, социологов, психологов и педагогов создать для этого условия — с одной стороны, и на явный дефицит кадров — с другой, представителям подрастающего поколения до сих пор просто-напросто негде работать. На их пути к общественно полезной и оттого, естественно, по заслугам вознаграждаемой деятельности стоит такое количество организационных препон, что приходится только удивляться, услышав, что кому-то удалось подработать иначе, чем в ЛТО (в школе), или ССО (в студенческие годы).

Почему со страниц «семейной» книги мы подняли эту, казалось бы, сугубо общественную проблему? Да потому, что у многих семей уже сейчас есть возможности для привлечения своих детей к общественно полезному труду. В сельской местности, например, широко практикуется такая форма организации труда, когда часть общственного скота и птицы население выращивает у себя на подворье. В работе этой, как правило, участвуют дети. Так почему бы часть денег, полученных от хозяйства, родителям не отдавать детям, не преминув заметить при этом, что это — не подачка, не подарок, а честный, настоящий, пропорциональный вложенному труду их ребячий заработок. Ведь казалось бы — так просто, тем более, что вряд ли кому из взрослых надо доказывать: сам по себе труд и плата за него был, есть и пока еще будет самым, пожалуй, мощным из существующих средством и трудового, и экономического воспитания. Как и то, что если деньги молодежи нужны, они будут ею найдены — если не в честном труде, так посредством спекуляции, граничащей с преступлением. Папы и мамы это прекрасно понимают. Потому безустанно и предъявляют счет обществу: когда же будет решена проблема временного трудоустройства подростков?! А вот когда семья имеет реальную возможность (как в случае с «домашними» фермами) помочь обществу в решении этой проблемы, старшее поколение зачастую пасует. Почему? Ленимся? Не умеем искать, действовать, бороться? Или боимся этих первых, самостоятельно заработанных нашими детьми денег?

Это верно, первый заработок нашего взрослеющего ребенка ставит нас перед не столь уж и простой дилеммой. С одной стороны, деньги эти честно заработаны, а значит, по праву принадлежат нашему подросшему ребенку. С другой — очень может быть, что потратит он их отнюдь не на разумное, доброе и вечное (по крайней мере, с нашей точки зрения). Что же, в подобном случае попробуем заранее, еще задолго до выплаты денег обсудить с нашим сыном или дочерью их планы и хоть как-то связать эти планы с нашими. Например, открыто признав право ребенка на приобретение взлелеянных им джинсов или магнитофона (во всяком случае — чего-то неординарного), взрослые могут (это допустимо) деликатно поинтересоваться, как «младая ветвь» собирается тратить остальные средства и какую часть из них может (сначала, правда, надо выяснить — может ли) передать в общий бюджет семьи.

И последнее. В привлечении детей к экономическим проблемам семьи очень полезно учитывать не только их индивидуальные особенности (это естественно), но и половые различия, дабы молодежь заранее могла готовиться к выполнению ответственных ролей мужа и жены в своей собственной будущей семье — одной из тех семей грядущего, которые придут на смену нашим нынешним семьям.

Кстати, а вы уже видели это:

Учет семейного бюджета

Опыт ведения семейной кассы. часть1

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ДЕНЬГАМИ У ВАС — СОВСЕМ ТРУБА? часть 1

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ДЕНЬГАМИ У ВАС — СОВСЕМ ТРУБА? часть 2

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ДЕНЬГАМИ У ВАС — СОВСЕМ ТРУБА? часть 3

Если вам понравился этом материал, жмем на кнопочки внизу..))) И подписываемся на рассылку — тогда вы непременно будете в курсе всего материала, выходящего на сайте Сумасшедшая экономка..)))

Добавить комментарий